Философская атмосфера в Германии в конце XVIII века

Предыдущая41424344454647484950515253545556Следующая

Интеллектуальный прорыв, осуществившийся в ходе естест­веннонаучной революции XVII в., сформировал уверенность в силе и безграничных возможностях человеческого разума, в его способностях влиять не только на духовный мир личности, но и на нравы, быт, политику, стиль жизни всего общества. Невежество объявлялось высшим злом, и потому почетная роль отводилась просвещающему учителю. Он, в свою очередь, делал упор не на умении видеть, созерцать, а на способности творить, созидать. Решение такой оптимистической задачи и стало главной проблемой философских учений в Германии.

Почти все немецкие мыслители этого времени были совре­менниками (см. приложение 2 к главе). Жизненные обстоя­тельства сводили и разъединяли этих неординарных, богато одаренных людей. На перекрестках их судеб, в сотрудничестве, спорах и дискуссиях формировалась богатая философская мысль немецкого Просвещения. И. Кант следующим образом охарактеризовал это культурно-философское явление: «Просвещение - это выход человека из состояния своего несо­вершеннолетия, в котором он находится по собственной вине. Несовершеннолетие есть неспособность пользоваться своим рассудком без руководства со стороны кого-то другого. Несо­вершеннолетие по собственной вине - это такое, причина ко­торого заключается не в недостатке рассудка, а в недостатке мужества и решимости пользоваться им без руководства со стороны... Иметь мужество пользоваться собственным умом! -таков, следовательно, девиз Просвещения»1.

1 И. Кант. Сочинения. В б-ти тт., т. 6, М., 1966, с. 27.

Готхольд Эфраим Лессинг (1729- 1781)

Особое место среди мыслителей Гер­мании занимает Г.Э. Лессинг. Он ро­дился в Саксонии, в семье пастора и потому свое будущее на первых порах связывал с богословием.

В Лейпцигском университете начинается увлечение Лессинга художественным и философским творчеством. Специ­альных мировоззренческих работ он не оставил, как и не предложил особой философской концепции. Лессинг считал себя последователем учения Спинозы. Однако опубликован­ные после его смерти заметки и материалы послужили пово­дом для бурной философской дискуссии в Германии назван­ной «Спором о Спинозе».

В именем Лессинга связана серьезная реформа эстетиче­ского творчества. Пробуя себя на литературном поприще, он пришел к выводу, что отвлеченность, условность, аллегорич­ность господствовавшего в искусстве в те годы классицизма лишают произведения содержательности, делают их безжиз­ненными и вневременными. Центральное место в искусстве должен занять человек, его судьба, переживания, страсти, про­блемы. Трагедийность существования отдельной личности (принц он или простолюдин) станет понятна любому, если учесть ус­ловия и обстоятельства жизни каждого индивида, если опре­делить те влияния, которые формируют его добродетельные и порочные качества. «Несчастья тех людей, положение которых очень близко к нашему, весьма естественно, всего сильнее действуют на наши души, и если мы сочувствуем королям, то просто как людям, а не как королям».1 Для того, чтобы понять себя, ощутить свое единство с другими людьми необходимо, кроме того, проникнуться духом национальной культуры. Именно поэтому Лессинг ставил реализм, патриотизм просве­тителей выше космополитизма, «всемирности» классиков.



Он пытается выявить законы развития и специфики про­явления различных жанров в искусстве, считая, что их методы и средства связаны с особенностями отражаемых сторон ре­ального мира. Так, живопись и скульптура, по мнению Лес­синга, имеют дело с пространством, и потому им свойственно изображение тел. Поэзия же существует во времени, а, значит, воспроизводит действия. Тела в поэзии и действия в живопи­си можно выразить только опосредовано.

1 Г. Э. Лессинг. Гамбургская драматургия. М.-Л., 1936, с. 56.

По мнению мыслителя, искусство,как ничто иное, помога­ет людям понять закономерности человеческого существова­ния, проникнуть разумом в необходимое, погребенное под слоем случайности. Оно не только способствует познанию особых форм бытия, но и выступает в качестве важнейшего ору­дия воспитания и нравственного совершенствования общества.

В работе «Воспитание человеческого рода» Лессинг пред­ставил исторический процесскак постепенное совершенство­вание, обнаружение заложенных в человеческую природу мо­ральных принципов: братства, равенства, счастья и всеобщего мира. Серьезную роль в общей эволюции социального орга­низма он отводил религии, порождаемой и изменяющейся в соответствии со сменой внешних обстоятельств и условий. Лессинг полагал, что в истории человечества произошли три последовательные смены нравственных ценностей, что привело к появлению и становлению господства сначала язычества, за­тем иудаизма, а потом и христианства. Когда наступит господ­ство справедливости и разума, христианские идеалы передадут пальму первенства идеалам гуманизма. При его господстве люди достигнут такой «чистоты сердца, которая сделает их способными любить добродетель ради нее самой».

Лессинг был одним из тех, кто формировал интеллектуаль­ную среду для будущих философских систем, складывающихся на немецкой почве. Но преклонение представителей Просве­щения в Германии перед авторитетом разума и его влиянием спровоцировало своеобразную реакцию, которая выразилась в энергичном становлении романтического мировосприятия. Романтик- независимый исследователь событий, который ни одному подходу не отдает предпочтения; это первооткрыватель новых проблем, которые он не столько анализирует, сколько остроумно иллюстрирует; недовольный современными миро­выми явлениями, он, однако, стремится сохранить в неизмен­ности собственные идеалы; бунтарь по поступкам и поведе­нию романтик - ярый поклонник и защитник традиций.

Иоганн Готфрид Гердер (1744- 1803)

Вот такой противоречивой личностью предстает перед нами Гердер,ученик Канта и Лессинга, а затем противник первого и последователь второго. Неистовый общественный деятель и искренний протес­тантский священник, глава мощного литературно-обществен­ного движения «Буря и натиск» и серьезный теолог.

Главное внимание в творчестве Гердера направлено на проблемы философии истории(термин введен Вольтером). Развитие человечества, по его мнению, есть единый, свя­занный с миром процесс. Мир же (Бог) состоит из посто­янно изменяющихся, действующих органических сил. Ис­ходя из этого, появление общества - это звено, ступень общего эволюционного процесса. Гердер начинает рассмот­рение общественного развития с анализа планетарной сис­темы, с особенностей существования нашей планеты, спе­цифики изменения неорганического, растительного и животного мира. Естественный характер любой мировой системы он распространяет и на общество, которое изме­няется поступательно.

Реальной основой исторического существования, по Гердеру, являются географическая среда и культурная деятельность. Ведущей составляющей последней выступает народное творче­ство. Кроме него, культура включает в себя обычаи, верова­ния, традиции и экономические отношения. Она есть не толь­ко результат, но и главный стимул развития общества. Наиболее древний элемент социума - религия, которая возник­ла естественным путем как следствие слабости человека перед природой.

Гердер был одним из первых, кто попытался представить общество системно, а не в виде простого объединения отдель­ных индивидов. Он принципиально не соглашался с Кантом в его определении человека как животного, нуждающегося в господине. Ибо человек, которому нужен господин, сам жи­вотное, полагал Гердер.

Развитие общества представлялось ему вариантом неуклон­ного движения к воплощению гуманизма, составляющего суть каждой отдельной личности. Основываясь на принципах гу­манности, философ отрицал «разумную» природу государства, так как оно является машиной для ведения захватнических войн, не выполняет никаких созидательных функций и потому не имеет перспектив в своем существовании.

Каждая нация, полагал Гердер, представляет собой само­бытный организм, который необходимо совершенствовать. Для этого крайне важно, развивая собственную уникальность, не замыкаться в традициях своего народа, а видеть, признавать оригинальность других культур. Терпимость к иным вкусам, стремление к постижению непривычного и даже странного

позволит избежать утраты чувства свободы в сфере эстетичес­кого бытия. Творческие силы природы, породившие человече­ское разнообразие, позволят удовлетворить и чувство нацио­нальной гордости, и доброжелательное удивление достиже­ниями других.

Будущее Гердер представлял себе светло, высокоморально и радостно:

«Лжецов орда покинет мир,

Потонут вор, убийца и вампир.

Исчезнут лицемерие и гнет,

Растает гнет, безумие падет!

Она придет, священная пора,

Когда, исполнен правды и добра,

Любовь и верность утвердив навек,

К добру, к добру времен направив бег,

Рай на земле воздвигает человек».1

Иоганн Вольфганг Гете (1749 - 1832)

В этом ряду мыслителей и теоретиков, людей со страстной душой и уравнове­шенным немецким темпераментом, яркой звездой вспыхивает личность Гете. Поэт, политик, естествоиспыта­тель, министр-царедворец, философ -он огромен, как мир.

Прожив большую жизнь, Гете и в преклонные годы был деятелен, жизнелюбив и оригинален, заслужив титул «вечного юноши». Трудно представить себе сферу знаний и деятельно­сти, в которой он бы не проявил себя.

В осознании окружающего мира его главным руководящим принципом стало единство теоретического и опытного в по­знании. Гете сумел определить ту меру, которая не позволила ему ограничить творчество избыточным эмпиризмом или по­добострастно следовать идее.

Большое влияние на мировосприятие Гете оказала фило­софия Спинозы, в частности ее пантеистический характер, сливающий Бога с Природой. Природапредставляется Гете единой, многообразной, находящейся в бесконечном измене­нии, развивающейся по объективным законам. Она существует в движении, источник которого заключен в ней самой. Дви­жение у Гете - это не просто механические изменения, но и

1 Цит. по П. Райман. Основные течения в немецкой литературе 1750 - 1848. М., 1959, с. 164.

органические эволюционные процессы. Кроме того, природа обладает протяженностью и одухотворенностью:

«Во всем подслушать жизнь стремясь, Спешат явления обездушить, Забыв, что если в них нарушить Одушевляющую связь, То больше нечего и слушать».1

Природа творит новые формы и тем самым самодвижется.Два принципа обусловливают это процесс: распад и соединение. Природа «...тверда. Ее поступь размерена, исключений она почти не знает; ее законы незыблемы».2 Она как бы состоит из трех составляющих: минерального, растительного и живот­ного «царств». Главная задача науки - это найти недостающие промежуточные формы соединения этих «царств» в -единое целое. Гете называл данное направление «морфологией»(от гр. - учение о форме). Большой интерес представляют работы исследователя в области биологии о метаморфозе растений. Им сделано выдающееся открытие в сравнительной анато­мии - найдена межчелюстная кость у человека, что свидетель­ствует об исторической связи человека с животным миром. Гете выдвинул серьезные аргументы против теории катастроф, объясняющей развитие Земли исключительно случайными событиями и их совпадениями, не допускающей наличие все­общих причинных связей в мире. Возражая Ньютону, он от­рицал начало и конец мира; высказывался о единстве про­странства и времени; предлагал свое учение о цвете, считая недопустимым сведение данной качественной характеристики к чисто количественным описаниям. В последнем случае утра­чивалась цельность представлений о явлениях, предавались забвению особенности психофизиологического восприятия цвета. Гете предупреждал об односторонности миросозерцания как у физиков, так и у художников.

Человеку него представляет собой природное существо, наделенное чувствами, способностью к познанию и творчест­ву. Он должен доверять чувствам безоговорочно, ибо от них идет истинная информация; заблуждения же возникают благо­даря ошибочным трактовкам и суждениям. «Пробным камнем» всякой абстракции и любой теории у Гете выступает деятель­ность. Активность, по мнению философа, характерна абсолют­но всему, это универсальный атрибут природы, мышления,

1 Гете И.В. Фауст. Перевод Б.Л. Пастернака. М., 1969, с. 95.

2 Гете И.В. Избранные произведения. М., 1950, с. 675.

человеческого существования. В известном монологе Фауст, рассматривая Евангелие от Иоанна, говорит:

«Написано: «Вначале было Слово»,

И вот уже одно препятствие готово:

Я слово не могу так высоко ценить.

Да, в переводе текст я должен изменить,

Когда мне верно чувство подсказало.

Я напишу, что Мысль всему начало.

Стой, не спеши, чтоб первая строка

От истины была недалека!

Ведь Мысль творить и действовать не может!

Не Сила ли - начало всех начал?

Пишу - и вновь я колебаться стал,

И вновь сомненье душу мне тревожит.

Но свет блеснул и выход вижу я:

В Деянии начало бытия».1

В деянии он видит мотив и цель познания, утверждая: «Если... спросят: как лучше всего соединить идею и опыт, то я ответил бы: практикой!» Однако представления о практике, борьбе, свободе у Гете крайне неопределенны. Это скорее эмоциональные, художественные понятия, глубоко прочувст­вованные и облеченные в гениальную поэтическую форму.

Историческое развитие,по мнению Гете, есть процесс цик­лический, в котором последовательно повторяются заблужде­ния и подвиги, достижения и преступления. Двигателем этих повторов выступает деятельность отдельных героев, историче­ских творцов. Глубоко почитая естествознание, ученый до­вольно скептически относился к выводам историков, полагая, что они свое внимание сосредотачивают на личных оценках, расставляя пристрастные акценты. Предметом их исследова­ний должны быть не столько политические события, сколько явления в сфере культурно-бытовой.

Аргументируя идею важности самопознания личности, он дает пример этому процессу в отношении самого себя: «Что такое я сам? Что я сделал? Я собрал и использовал все, что я видел, слышал, наблюдал. Мои произведения вскормлены ты­сячами различных индивидов, невеждами и мудрецами, умны­ми и глупцами; детство, зрелый возраст, старость - все при­несли мне свои мысли, свои способности, свои надежды, свою манеру жить; я часто снимал жатву, посеянную другими, мой труд - труд коллективного существа, и носит он имя Гете».2

1 Гете И.В. Фауст. Пер. НА. Холодковского. М., 1936, cc. 48 - 49.

2 Гете И.В. Избранные сочинения по естествознанию. М., 1957, с. 409.


2333983078250582.html
2334033672718840.html
    PR.RU™